Реализация образовательных услуг по подготовке высококвалифицированных специалистов с высшим образованием в области энергетики. Выпускники факультета умеют ставить цели и решать любые задачи и проблемы.
На Энергетическом факультете ведётся подготовка бакалавров и магистров по направлению «Электроника и электротехника», аспирантов и докторов, а также создана атмосфера тесного сотрудничества между преподавателями и студентами, которая способствует развитию партнёрских отношений. К концу обучения будущие бакалавры совместно с их руководителями разрабатывают и внедряют собственные проекты.
Миссия факультета
Над чем мы работаем?
Владимир Иосифович Полищук
декан Энергетического факультета
Чтобы попасть в одну из научных команд Энергетического факультета, стоит поступить на него.
Всю необходимую информацию о факультете, в том числе об олимпиадах, дающих льготы к поступлению, можно узнать на сайте для абитуриентов: https://abiturient.asu.ru/.
Как попасть в команду?

«
содержание
Наша специализация — электроэнергетика. Это целое направление промышленности, куда входят электростанции, подстанции, сети, потребители, электрооборудование и научные разработки. Все, что касается электричества, — это наша сфера деятельности.

Продолжая делать открытия

— Владимир Иосифович, расскажите, пожалуйста, о себе.

— Я декан Энергетического факультета Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (АлтГТУ) и профессор кафедры «Электроснабжения промышленных предприятий» (ЭПП). В высшую школу я перешел будучи зрелым человеком, отработавшим 20 лет на тепловой электростанции — Экибастузской ГРЭС-2 — и защитившим кандидатскую диссертацию.

Я больше практик, чем академический работник. Кроме электростанции я работал в Томском политехническом университете (ТПУ), где защитил докторскую диссертацию, в Самарском государственном техническом университете и даже в Экибастузском инженерно-техническом университете в Казахстане.

— В чем специфика вашей области деятельности? Какие научные и технологические проблемы в ней решаются?

— Наша специализация — электроэнергетика. Это целое направление промышленности, куда входят электростанции, подстанции, сети, потребители, электрооборудование и научные разработки. Все, что касается электричества, — это наша сфера деятельности.

На моей кафедре ЭПП обучают технологическим процессам и процессам управления режимами в энергосистеме. Мы занимаемся обучением специалистов как технической, так и организационной специфики передачи и распределения электроэнергии, в том числе и методам искусственного интеллекта при диагностике электрооборудования и автоматизации диспетчерского управления. У нас имеются защищенные кандидатские и докторские диссертации по данному направлению.

Мы много занимаемся региональными проблемами. Алтайский край имеет свою спецификацию: небольшие электростанции и большая протяженность линий электропередачи. Учитывают это в своей работе все крупнейшие вузы Сибири — ТПУ в Томске, Новосибирский государственный технический университет, Иркутский национальный исследовательский технический университет и Сибирский федеральный университет в Красноярске. Мы — энергетики — все здесь друг друга знаем и поддерживаем. Имеется даже Сибирское отделение академии наук.

— На местных электростанциях применяются какие-то продукты и результаты исследований, сделанных у вас в университете?

— А как иначе? Они при необходимости обращаются к нам, а нам без них так же сложно. Ну и, конечно, мы помогаем решать проблемы местных энергетических компаний.

Основная задача и проблема в электроэнергетике — это управление режимами оборудования. Электроэнергия вырабатывается и потребляется в одно и то же время, распространяясь со скоростью света. Нужно точно знать, куда и как ее подать, какие воздействия производить, чтобы она уходила. Поэтому существует диспетчерское управление системой.

У нас в Объединенном диспетчерском управлении энергосистемы (ОДУ) РФ имеется ОДУ Сибири. Поэтому такие разработки, как автоматизация поиска мест повреждений, диагностика оборудования, противоаварийная автоматика — ведутся и в рамках интересов государственных компаний. Фактически, государство ставит задачу перед Сибирью, а все университеты Сибирского региона оказывают всяческое содействие в их решении.

Нашему АлтГТУ обычно достаются задачи, связанные с энергосбытом и планированием энергетических режимов. Сейчас занимаемся разработкой новых решений для диспетчерского управления. Хотя энергетика — вещь достаточно консервативная, все решаемые задачи не вечные. Мы формируем группу для решения конкретной практической задачи. Если не хватает своих сил, то обращаемся в другие университеты. Но мы все равно решаем проблемы у себя в регионе теми интеллектуальными силами, которые у нас есть. Интеллект у нас хороший, многие доктора науки выросли из практиков.

Также энергетические предприятия заключают с нами договора, и мы готовим для них персонал по специализированным программам. Сто процентов выпускников нашего университета трудоустраиваются после выпуска, но стоит сказать, что на стратегические предприятия мы стараемся рекомендовать только лучших.

— Какие запросы предприятий в АлтГТУ выполняли в последнее время?

— С одним из филиалов ОДУ ведутся научные исследования по повышению эффективности управления энергосистемой. Сотрудники ОДУ тоже принимают активное участие в исследовании.

Активное участие в научных исследованиях принимают и студенты. Каждый из них, работая над общим проектом, решает свои учебные задачи. В АлтГТУ есть разработанные и запатентованные студентами современные устройства с искусственным интеллектом, алгоритмами и нейронными сетями. Мы их испытываем на реальной подстанции.

— А какие у вас есть исследования?

— У меня за жизнь их накопилось много, одних изобретений больше 50. Но большинство из них получено не для конкретной реализации, а при подготовке диссертационных работ. Такая ситуация складывается из-за слабой заинтересованности как изобретателей, так и потребителей в новых инновационных решениях. Предприятию легче купить готовое изделие, чем возиться с научным работником.

В частности, у меня есть разработки для турбогенераторов, которые дают экономический эффект на уровне 12,7 миллиардов рублей, так посчитали в Отделе инвестиций и технического развития ЭГРЭС-1. Работники сделали заключение, но применять разработку на турбогенераторе не стали. Я нахожу для своих изобретений частные места применения, но это мое личное дело, системной работы с изобретателями нет.

Я понимаю, что существуют центры развития вроде «Сколково», где занимаются и нашим направлением, но разве в Красноярске, например, мало энергетики? А как дела у них с финансированием научных школ? А в Алтайском крае, а в Ханты-Мансийске, а по всей стране? Что тут жаловаться? У нас как и во всей стране.

— Но от этого вы не разочаровались в энергетике. Что вы находите захватывающего в вашей области деятельности?

— Она не может быть не захватывающей. Вы представляете, что такое электричество? Заряд — он какой? Зеленый, сладкий, круглый? Как только начинаем понимать, по каким законам он двигается, как работают электрические аппараты и машины, то не можем не удивляться. Это порождает еще большее любопытство. Ток — это направленное движение заряженных частиц. Но как они могут направленно двигаться, если электромагнитное поле перпендикулярно проводнику? Сила, которая толкает, перпендикулярна тому, куда она толкает. А мегаватты электроэнергии? Вы представляете, какая это огромная мощность? Мы оперируем громадными потоками энергии, которые вырабатываются и передаются быстрее, чем за секунду. Наше оборудование уникальное, мощное и вездесущее. Глядя на трансформатор и провод, сложно представить, сколько городов от него питаются. Ни один академик вам не скажет, что такое электромагнитное поле, из чего оно состоит, как работает в полном вакууме. А мы, тем не менее, им пользуемся. Как это может быть не интересно?

Я вообще в эйфории был долгое время, когда, будучи школьником, увидел в паровой турбине лопаточку длиной 15 см. Я не понял, как она может выработать 500 млн ватт энергии, и почему эта энергия ее не снесет. А как тепло превращается в электричество? Потом уже я узнал про энтропию, запасенную энергию, которая отличается от кинетической, такой как сила ветра. Мне это было настолько интересно, что я продолжаю делать подобные открытия до сих пор, хотя мне под 60.

Пройти сквозь преграды

— С какими вызовами и изменениями в мире связана ваша работа? В чем вы видите ее ценность для общества?

— Вызов у нас один в последнее время — это вечные реформы. Мы не можем никак решить задачи в стране, потому что везде реформы. Мы еще не достигли поставленной цели и не проанализировали один стандарт, как уже вводим новый и все меняем.

Кажется, что мы в энергетике медленно развиваемся, но я считаю, что с 2008 года, когда на пост Председателя Правления Единой энергетической системы пришел Борис Аюев, у нас решились многие проблемы, предприятия и университеты работают хорошо, порядок в энергосистеме есть.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе работы?

— Главная трудность — это зареформированная система образования. Все сдают ЕГЭ по единым правилам и умеют примерно одно то же. Где есть компетенции и баллы, там не хватает воспитания, не вырастают специалисты.

В свое время, когда я сам пришел на 1 курс, нас учили быть профессиональными студентами: стенографировать, чтобы писать лекции; рассказывали про инженеров и чем чтение технической литературы отличается от чтения обычной. Сейчас же на 1 курсе и у энергетика, и у экономиста, и у балерины один и тот же набор предметов. Ну что это? Мое субъективное мнение — так специалистов не делают.

Поэтому мое дело — раскачать студентов, чтобы их глаза загорелись интересом. Чтобы они были живыми и отвечали корпоративным интересам нашей специфичной отрасли. Мне нужно, чтобы мне за студентов не было стыдно, чтобы они шли работать на действующем оборудовании и не боялись электричества. Я провожу для студентов экскурсии и на подстанции объясняю им, какими профессионалами могу их сделать. Мы не можем работать иначе.

Мы стремимся выпустить специалистов. А специалисты умеют ставить цели и решать задачи по мере их поступления. Не важно, какие. Вы каждый день будете сталкиваться с разными проблемами. Сегодня деньги не поступили, а завтра оборудование сломалось. Все время нужно что-то решать. Когда человек способен в интересах своей компании решить все стоящие перед ним задачи, он специалист в данном направлении. В науке точно так же.

И если студент загорится, мы поможем ему сделать, что угодно. В ТПУ есть парень, который защитил докторскую в 26 лет. Я знаю двух девушек, которые сделали то же самое в 27.

— То есть проблемы только кадровые и только из-за ЕГЭ?

— Нет. К примеру, у нас есть хорошие научные разработки и изобретения, но нет финансирования. Из ученого упрямо хотят сделать менеджера своих идей. Поэтому зачастую мы можем проводить исследования только в рамках задач, которые ставят нам предприятия. В региональных вузах науке сейчас не хватает поддержки, даже если там есть хорошие специалисты.

Была у меня одна студентка — она разработала проект маленькой гидроэлектростанции на сточной воде. В России подобных станций всего лишь две: в Томске на 1 МВт и в Ульяновске на 6 МВт. А вода сливается во всех городах, и мы сэкономили бы, воплотив проект этой девушки, до 25% энергии. В гидроэлектростанцию нужно было вложить всего лишь порядка 4 млн. рублей. Но чиновники сказали, что это не проект, проект — это на, допустим, 24 миллиона, настоящая большая станция.

А знакомый мой, профессор кафедры, который ушел на пенсию, создал электростанцию частную, за свой счет, а продать электроэнергию не мог. Она у него есть, себестоимость на уровне одного рубля, но город был не готов покупать не у монополиста.

— Какие есть требования к молодым членам энергетических команд, которых вы воспитываете в АлтГТУ?

— У будущих энергетиков должны быть два качества — желание работать и любопытство, а всему остальному мы научим, особенно если они восприимчивы к информации. Команда образуется тогда, когда человек готов в нее войти, и ему интересно изучать тему.

— В какие команды попадают ваши выпускники? Куда они уходят работать, кроме крупных электростанций?

— В Алтайском крае есть много электроэнергетических компаний, где часто работают наши выпускники, в основном на слуху две: «Алтайкрайэнерго» и «Алтайэнерго». Некоторые попадают на солнечные электростанции Алтайского края и Республики Алтай, например, на Кош-Агачскую СЭС; или в небольшие местные компании, выпускающие электрооборудование. Их директора и главные инженеры — наши выпускники, и у нас много совместных проектов. В энергетике сейчас дефицит кадров, и нет никаких проблем с трудоустройством. И, кстати, с местами в аспирантуру тоже.

— А какие еще у вас есть партнеры?

— Самые крупные — это Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, которая входит в холдинг «Российские сети» и «Системный оператор Единой энергетической системы», а также энергокомпании Алтайского края. У нас все тесно взаимосвязано. Энергетики выстроили целую систему, куда входят электростанции, электрические сети, энергосбытовые компании, потребители и, конечно же, университеты.

— Есть ли у студентов самая популярная электростанция или компания, попасть на которую считается престижным?

— Не столько престижным считается конкретное предприятие, сколько конкретный род деятельности. Релейная защита автоматики считается элитной, ведь это аналитики, и у них немного другая подготовка. В энергосбытовые компании в основном идут девушки. Многие хотят пойти в компанию «Системный оператор Единой энергетической системы» и заниматься диспетчерской работой. Работников в этой области часто отбирают через конференции. Считается, что получившие такую работу студенты занимаются престижным делом.

— Какие яркие научные команды в стране тоже занимаются энергетикой? С кем из них вы поддерживаете связь?

— Я был в Казани, там шикарный энергетический университет с шикарной командой, которая занимаются гололедом на проводах линий электропередач. Знаю команду Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, делающего проекты с военными.

Но тесную связь мы поддерживаем с региональными вузами. В Томском государственном университете прошло две реформы. Первая сделала из него научно-исследовательский университет, и он воспрял духом, а вот после второй университет стал обучать в основном магистров и аспирантов. Могу отметить отличную команду под руководством д.т.н. Сивкова Александра Анатольевича. Его группа работает с новыми материалами, в том числе электромагнитными. А в ТПУ есть группа, которая занимается сверхпроводимостью.
Чествование лучших выпускников АлтГТУ. Владимир Полищук – крайний справа. Фото из личного архива Владимира Полищука

Получить право заниматься энергетикой

— Что бы вы порекомендовали школьникам, которые хотят присоединиться к этим уникальным людям, энергетикам?

— Молодому человеку нужно пробовать много разных вещей. Но это не означает — походить в специальные кружки. Пусть занимаются тем, что им интересно. Интерес стимулирует жизнь. Если ничего не делать, а попытаться сразу попасть в десятку, то есть найти свою профессию при поступлении, то, скорее всего, человек будет метаться по жизни. Ему будет легче, если он спаяет свой первый элемент, сделает игрушку, сыграет матч. Люди должны быть мобильные, любопытные и с амбициями. Когда человек ни рыба ни мясо, его мама загнала куда-то — это проблема и для кружка, и для университета. Живой должен быть человек.

Ну и задачи стоит ставить конкретные. Я хочу быть развитым специалистом — это непонятно. А вот когда человек скажет, что хочет миллион заработать, я ему расскажу про гранты. Мы можем разложить все по полочкам и придумать план, как к осени получить миллион на развитие своих идей.

— Есть ли у вашего университета материалы в открытых источниках, которые могли бы быть интересны абитуриентам?

— Наши мероприятия, в основном, для студентов, а все нужные материалы для абитуриентов выложены на сайте https://abiturient.asu.ru/, в том числе про олимпиады, дающие льготы при поступлении, а больше я бы ничего не рекомендовал.

С поступлением проблем в нашей сфере не много, поэтому я бы лучше обратил внимание абитуриентов не на него, а рассказал бы, как у нас интересно учиться. Есть, например, ежегодная конференция «Электроэнергетика глазами молодежи», куда приезжает все руководство энергетической отрасли страны. Каждый год она проходит в новом городе. Уже с 1 курса на ней можно найти друзей из разных вузов и предприятий вплоть до руководящего состава. А еще получить поддержку своих проектов и даже выиграть сертификат на трудоустройство в любой организации энергетической системы.

Кстати, стипендии у нас неплохие. Если человек занимал первые места на олимпиаде по физике и математике, мы его возьмем непременно и выдадим 25 тысяч стипендии.

— Есть ли что-то важное, что вы хотели бы добавить к сказанному?

— Энергетик не может быть никем другим, если он уже стал им. Это отпечаток в жизни, как у спортсменов, которые всю жизнь занимаются спортом. Поэтому агитировать и призывать абитуриентов идти к нам я бы не стал. Я уверен, что наши люди нас найдут. Плохо, когда к нам попадают люди другого склада ума. Это не призвание, не то слово, но нужно энергетикой интересоваться.

Мы имеем дело с такой средой, которой все равно, сколько у вас амбиций и денег в карманах, законы физики действуют на всех одинаково. Вы имеете большой шанс погибнуть в действующей электроустановке, если не являетесь настоящим энергетиком. В нашей среде фильтруются люди. Наши студенты стремятся получить не диплом, а право заниматься этой деятельностью, необходимые знания.

»