Создание среды, где хочется быть инженерами, мотивация развития и роста студентов.
Цифровая лаборатория, площадка, где есть все оборудование и инструменты для того чтобы создать первый прототип своего продукта своими руками.
Миссия «Фаблаба»
Что такое «Фаблаб»
Полина Александровна Дятлова
директор
Цифровое производственное оборудование (DFKit, Photomechanics), автоматизированные системы управления производствами и складами, системы управления коптерами.
«Фаблаб» открыт для студентов любых направлений, но чаще это ИКНТ, ФизМех, ИППТ. Школьники могут получить льготы на поступление, участвуя в Проекте нового производства НТО.
Чем занимаются выпускники
Как попасть в «Фаблаб»

«
содержание
В лаборатории «Фаблаб» есть цифровые фрезерные станки с ЧПУ, лазерные станки с ЧПУ, все для работы с микроэлектроникой — от лазерного гравера и фрезера, которым можно изготовить свою плату до любых паяльных станций. Это площадка, где есть оборудование и инструменты для того чтобы создать первый прототип своего продукта.

Место для мотивации и роста

— Что такое «Фаблаб» и в чем его специфика?

— «Фаблаб» — это цифровая площадка. Идея пришла к нам из Америки — первая такая лаборатория была открыта Нилом Гершенфельдом в начале 2000 года в MIT. Ее идеология состоит в том, что каждый может прийти и создать технический проект своими руками, используя оборудование Фаблаба.

В лаборатории есть цифровые фрезерные станки с ЧПУ, лазерные станки с ЧПУ, все для работы с микроэлектроникой — от лазерного гравера и фрезера, которым можно изготовить свою плату до любых паяльных станций. В общем это площадка, где есть оборудование и инструменты для того чтобы создать первый прототип своего продукта.

— Расскажите поподробнее о тех исследованиях, проектах, программах и продуктах, над которыми работает ваш коллектив на данный момент.

— Когда мы только открылись 9 лет назад, все делали коптеры и 3D-принтеры. Сейчас в нашем сообществе 3D-принтер есть дома у 100% студентов. Это связано с тем, что в последние несколько лет идет уклон в сторону биотехнологий. Причем в основном в сторону биопротезирования.
Ребята развиваются в этой области, ищут партнеров и работают над верхними и нижними протезами. Второе популярное направление — это все, что связано с экологией. Студенты выращивают микрозелень на аквапонике и гидропонике, делают циклы проектов.

— Какие у вас ближайшие планы на развитие «Фаблаба»?

— Сейчас мы делаем большой упор на образование ребят. Раньше ребята проходили через систему волонтерства, они много ездили на разные мероприятия с целью популяризировать инженерные специальности.

Последние несколько лет мы решили сделать упор на то, чтобы преодолеть барьер, когда ребята боятся подойти к станкам, боятся сделать что-то не так. У нас с коллегами родилась программа «Фабпро». Это история, когда студенты учат студентов. У нас теперь не система волонтерства. Два раза в год делаем набор на этот курс, который направлен на развитие предметных навыков. Там есть очень много направлений — от самых базовых по работе с электроникой до системы автоматизированного проектирования фрезера, 3D-принтера.

— Расскажите подробнее про «Фабпро».

— Как уже отмечалось, идея в том, чтобы студенты, которые умеют моделировать и программировать, обучали других студентов. Мы стараемся, чтобы была преемственность, и один человек долго не задерживался в преподавателях, чтобы на следующий курс он брал себе помощников из тех ребят, которых обучил, а через раз — чтобы эти помощники выступали основными преподавателями.

Таким образом происходит очень быстрое обучение. Результат курсов — это мини-проект, когда студенты могут продемонстрировать результат своей работы. Им может стать все, что угодно. Если человек обучался лазерному станку это может быть, например, какая-нибудь шкатулка.

Также мы два раза в год проводим проектные школы студентов. В зависимости от того, какого мы находим партнера, задаем тематику. А дальше понятная траектория: это может быть свидание с бизнес-ангелами, участие в различных акселераторах и так далее. На данный момент для нас самый главный проект и перспектива — это люди, которые сюда приходят.

— С какими вызовами и изменениями в мире связана ваша работа, в чем вы видите ее ценность и актуальность для общества?

— У меня есть абсолютно конкретный пример, который я привожу уже много лет, но сейчас сложно это обобщить. Я какое-то время работала в школе. И дети мне рассказывали, что после школы или во время отмененных уроков они ездят в Мегу покупать шоколадки.

Когда я пришла работать в «Фаблаб», мы придумали формат интенсивов для школьников, чтобы дети в каникулы были заняты. На каникулах у нас все это не заканчивалось, мы разрешали ребятам приезжать и доделывать проекты и после. Обычно «Фаблаб» работал с 2 до 9 часов вечера.

В какой-то из дней к нам пришел один их наших ребят-школьников и привел с собой большую компанию и сказал: «У нас отменили уроки, и мы приехали в „Фаблаб“ поработать над проектом». Это был тот самый переломный момент для меня, когда я поняла, что все не зря.
Мы действительно делаем хорошее дело, которое погружает ребят в эту среду, им хочется быть инженерами, а не идти по простому пути и шататься по Меге.

Для меня это звучит не пафосно, потому что «Фаблаб» стал тем местом, в котором у ребят повышается ценность их самих. Он стал местом для их мотивации и роста.
Собрание резидентов Фаблаба и курса ФабПро. Фото из личного архива Полины Дятловой

Одно большое дело

— Как лично вы пришли к этой теме? Что находите в ней захватывающего?

— Для меня самое захватывающее — это люди. Это работа с людьми, это работа в команде. Для меня это было новое и большое откровение: когда ты работаешь не сам за себя и за все отвечаешь, а когда ты работаешь в команде и чувствуешь и плечо, и ответственность за результат.
Я пришла в «Фаблаб», и мне никто не ставил рамки. В таких условиях ты не можешь подвести и должен быть на высоте, потому что вы делаете одно большое дело.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь в реализации своей деятельности?

— Для меня самое сложное было — осознать, что ребята вырастают и уходят. Я пыталась понять, почему же они уходят, и что мы делаем не так. Потом я поняла, что два-три года — это нормальный жизненный цикл студента в «Фаблабе». Мало кто остается дольше. И это нормально, что потом ребята в цели себе ставят другие вещи.

Мы стараемся помочь — найти работу для ребят, работодателя, помочь с их собственным проектом, где они могут применить свои навыки. Как только я так восприняла ситуацию, она перестала доставлять обиду и боль. То, что студенты уходят, стало нормальной историей.

— Что характеризует людей в вашей команде? Какие качества им присущи? Какие к членам команды есть требования?

— Требований по знаниям у нас нет. Это одна из наших основных задач — обучить их. На входе мы берем абсолютно разных ребят. Но мы не берем лентяев. Есть входная точка, где ты должен заполнить анкету и прийти на собеседование. Если ты этого не сделал, значит, ты недостаточно мотивирован.

Причем эта анкета общего характера и не проверяет знаний физики и математики. Вопросы вроде «где вы услышали про „Фаблаб“», в таком духе. Как вас зовут, какие у вас интересы. По сути, это первая отсечка.

Вторая отсечка — ребята по истечении своего курса должны сделать мини-проект по той компетенции, в которой они обучаются. Сейчас мы уже запустили 8 курс. И если в первом курсе половина дошла до конца, то на 7 в прошлом году весной у нас до конца дошли практически все ребята.

Можно заключить, что теперь приходят более мотивированные студенты и лучше принимают правила игры, которые мы им задаем. Всегда приятно работать с людьми, которые активны. Приятно когда видна обратная связь, когда ты видишь инициативу и можешь не гасить ее на корню, а поддерживать.

— Где работают выпускники вашей команды? Расскажите немного об этих центрах, компаниях и т. п.

— Есть компания, которая параллельно развивалась с «Фаблабом» и получила деньги от Минэкономразвития, — компания «Фотомеханика». Я считаю, что это одна из лучших инновационных компаний в России, и там работает достаточно много наших ребят.

Есть также проект «ДФ Кит» — и там тоже участвуют наши студенты, которые в «Фаблабе» начинали свою деятельность, далее выросли и перешли туда работать инженерами. Раньше это была компания, которая производила столы для 3D-фотосъемки, а сейчас там порядка 8 разных проектов, на которые у нас регулярно запрашивают кадры.

— Какие еще яркие команды в стране занимаются схожими вопросами? Кого вы можете порекомендовать для нанесения на нашу карту?

— Мы являемся единственным сертифицированным «Фаблабом» в России, дружим с международным фаб-сообществом и со всеми ЦМИТами. Этой весной мы проводили уже второй раз конференцию ЦМИТов, встречались и делились последними новостями.

Дружим с кружком «Роббо». Павел Фролов, кстати, свою деятельность начинал именно у нас, а сейчас под его руководством крутой международный проект.

Также это Ассоциация 3D-образования и Академия цифровых технологий, достаточно популярная у нас в Петербурге.

Дружим мы и с кванториумами, которые открылись во Всеволожске и в Карельском районе. Коллеги присылают кадровые запросы, и там работают наши ребята, поэтому эти связи достаточно крепкие.
Разработка шестиосевого манипулятора в Фаблаб Политех. Фото из личного архива Полины Дятловой

Научиться можно всему

— Работаете ли вы сейчас со школьниками?

— Мы раньше активно занимались школьниками, но в последние два года поменяли концепцию работы и решили, что школьников будет вести Центр профориентации Политехнического Университета. Сейчас у нас студенческая команда. И единственный школьный проект, от которого мы не хотим отказываться, — это Олимпиада НТО.

— Есть ли у вас материалы в открытых источниках, которые дополнят интервью и расширят картину для будущих абитуриентов?

— У нас есть курс на «Лекториуме», который называется «Инженерное дело». Его ведут Игорь Асонов, наш первый директор, вместе с потомственным инженером Дмитрием Давидовичем.

— Что бы вы порекомендовали заинтересовавшимся школьникам — что нужно знать, через какой опыт пройти, чтобы попасть к вам в команду? Можете ли посоветовать конкретные кружки, курсы, книги, может быть, мероприятия?

— Всем школьникам я бы посоветовала участвовать в Национальной технологической олимпиаде по профилю «Цифровые и производственные технологии». Это тот профиль, который как раз мы с ребятами придумали. И это моя гордость.

Профилю уже 4 года, и в прошлом году у меня уже полностью собралась команда, которая участвовала в нем и поступила в наш университет. Они пришли сюда и изъявили желание заниматься разработкой заданий для Олимпиады. С ними стало гораздо легче.
Они понимают, что они делают и зачем, какие задачи стоит давать школьникам. Современные школьники очень продвинутые, целеустремленные и любознательные. И современный мир с интернетом — это большой дар, когда можно учиться самому и не платить при этом. И научиться можно всему — начиная от игры на пианино и заканчивая работой на фрезерном станке.

»
Примеры студенческих проектов
"Разработка шестиосевого манипулятора для работы в агрессивных средах на беспилотных малых судах и на сухопутных мобильных робототехнических платформах". Проект инженера Петра Максимова.
Комплект для занятий архитектурной комбинаторикой с экологической направленностью. С помощью такого комплекта можно создавать и комбинировать архитектурные макеты создавая разные сюжеты.