— Можете привести еще несколько примеров предприятий, где часто работают ваши выпускники?— К нам приходят запросы от
«Дагэнерго», филиала «Россети Северный Кавказ», и со всех производственных организаций нашей республики. Несколько лет назад открылась
Грозненская ТЭС. Это подразделение «Газпрома», как и
«Чеченгаз». В этих двух компаниях работают многие наши выпускники, обучавшиеся теплотехнике и теплоэнергетике. А их сотрудники преподают в Институте энергетики, делятся своим опытом. Трудоустраиваются выпускники и в дочернюю компанию «Роснефти» —
«Грознефтегаз». Некоторые из бывших студентов работают в тепличном хозяйстве ГГНТУ.
Каждый год приглашает на практику наших студентов Лизинговая казахстанская компания
«Даларо», занимающаяся пуском и наладкой технологического оборудования, в том числе для сферы электроснабжения. Учащиеся кафедры «Автоматизация технологических процессов и производств» уезжают туда работать вахтовым методом.
Все компании я не назову, у нас их много, но отмечу, что в ГГНТУ есть целый отдел, занимающийся практиками студентов и трудоустройством выпускников. Его сотрудники мониторят свободные места, продлевают договоры и работают со многими компаниями. Обычно студенты проходят там производственные практики и остаются работать. Но некоторые выбирают другие места.
— В вашей республике тесная энергетическая экосистема. Как вы думаете, какой из проектов института является самым прорывным в этой сфере?— Слишком громогласно будет называть этот проект прорывным, но наши сотрудники сейчас работают над оптимизацией цементного завода. На нем есть огромная выхлопная труба, через которую газы напрасно уходят в атмосферу. А ведь их можно использовать. Например, поставить на завод турбину, чтобы превращать КПД выхлопных газов в генерацию электроэнергии.
Вообще наши разработки — локального характера. В Чеченской Республике много термальных месторождений. Поэтому еще до создания Института энергетики университет запустил термальную станцию в пригороде Грозного, которая производит тепловую энергию и снабжает тепличное хозяйство. А сейчас мы занимаемся запуском второй экологичной электростанции — солнечной. Она будет расположена в равнинной местности в 70 километрах от Грозного. Наша республика небольшая, ее можно пересечь за день. Поэтому все, что находится в ней, от университета в пределах дневной доступности.
— Вы участвуете в научных разработках института или занимаетесь организационной работой?— Непосредственно в разработках, связанных с энергетикой, я участия не принимаю, а являюсь в большей степени менеджером, занимаюсь организационной частью процессов.
— А есть ли при институте подразделение, которое в основном занимается практикой?— Высокими технологиями в ГГНТУ занимаются в
Хайпарке. Это зона с современным оборудованием и дизайном. Больше всего она полезна программистам, но удобна и разработчикам. Например, коллеги нашего института со студентами собирают и испытывают там водородные установки (генераторы водорода). Хайпарк помогает запускать стартапы. Многие студенты, которые там занимаются, выигрывают гранты, например,
«УМНИК». Эта площадка открыта практически круглосуточно. Любой студент или даже преподаватель, у которого есть идея, но нет способов ее воплотить, может прийти туда, скооперироваться с «рукастыми» ребятами, и вместе они займутся разработкой, напишут отчет и получат патент.
Миссия Хайпарка, благодаря которому были сделаны многие упомянутые выше разработки, — быть стартовой площадкой для студентов, включая первокурсников, помочь им заявить о себе и монетизировать часть идей. Могу привести пример, не отходя от энергетики. Один наш студент разработал автоматизированный постамат. Когда к нам приезжал премьер-министр России, ему была представлена эта разработка, и сразу же оказалась достигнута договоренность о производстве таких постаматов. Вот пример проекта, воплотившегося в жизнь. Поэтому Хайпарк важен для студентов как возможность реализации и прохождения пути от идеи до получения прибыли.
Есть у ГГНТУ и несколько серьезных сертифицированных научных лабораторий. Хотя работа в той, что посвящена энергетике, сейчас только начинается. Это научно-технологический центр
«Зеленая энергетика». Его директор — Ислам Саламов. В центре занимаются солнечной и ветряной энергией.
— Какие сложности мешают вашей работе? Как вы их преодолеваете?— В каждом университете есть свои сложности. У некоммерческих организаций они прежде всего в финансировании. Ученым нужно зарабатывать деньги для дальнейшей работы над проектом. То есть любые научные разработки нуждаются в грантовой деятельности. А хотелось бы, чтобы ученый еще и не бедно жил.
В настоящий момент все мы знаем о сложностях глобального характера, возникших в плане сотрудничества с иностранными коллегами. Сложнее стало приобретать разработки или внедрять свои за рубежом.
И стоит не забывать, что после всем известных событий 90-х и двухтысячных годов в Чеченской Республике, нам пришлось начинать работать с нуля. У нас не было никакой материально-технической базы, не было изданий учебников. В мои студенческие годы мы все это сами собирали по крупицам. С каждым годом, с огромной поддержкой федерального правительства и главы нашей республики, Рамзана Ахматовича Кадырова, у нас создается все больше новых площадок, коворкингов и зон отдыха. Мы стремимся идти в ногу со временем и создаем все условия для студентов, которые желают учиться и добиваться своих целей.
— Вы многое смогли сделать за прошедшие 20 лет. Расскажите, что характеризует людей в команде Института энергетики? Какие качества им присущи?— Прежде всего мы являемся образовательной организацией, и сердцевина нашей команды — это грамотные и хорошие педагоги, профессионалы своего дела. Как ни банально звучит, им всем присущи человеческие качества, которые направлены на благо и созидание. Поэтому мы стремимся выпускать не просто грамотного, но и интеллигентного человека. Для нас важна порядочность.