— Что характеризует людей в вашей команде? Какие качества им присущи? И какие выдвигаются к ним требования?— У нас команда не создавалась через собеседования, и мы так никого не отбирали. Человек приходил, ему это было интересно, работал год-два, а потом оказывалось, что без него лаборатория и немыслима.
Если говорить про качество, то для нас важна вдумчивость. В биологической науке очень большая конкуренция, поэтому важно показать, что же ты сделал нового, при этом открытия не должны противоречить тому, что уже есть. А если и противоречат, важно показать, почему предыдущее знание неверно.
Очень важно читать литературу, ведущие журналы, а иногда и не ведущие, так как и там зачастую можно найти много интересной и полезной информации. Необходимо также знать современные математические методы исследований, без которых хорошую работу сделать практически невозможно — биология и нейробиология математизируются со страшной скоростью.
Также важно уметь работать в команде. У нас 5-10 соавторов — это вполне естественная ситуация, так как каждый умеет делать определенную работу и выполнять конкретные задачи. В лаборатории есть четкое разделение: кто-то считает, кто-то освоил один класс методов, кто-то другой. И не имеет смысла одному сотруднику знать все. В результате это коллективная работа.
— У вас есть образовательный вектор? Можно ли к вам прийти и чему-то научиться? — Основная наша база — это Университет Иннополис в новом IT-городе под Казанью. Как таковой образовательной деятельности у нас нет. В основном мы проводим научные исследования. Хотя, конечно, мы активно читаем лекции, но это IT-вуз с отличными студентами. Мы являемся представителями биологии в царстве айтишников.
Мы также активно работаем с аспирантами — за мою карьеру у меня уже защитилось 15 кандидатов. Кто-то остается в нашей лаборатории, кто-то идет дальше.
— Какие еще яркие команды в нашей стране занимаются вашей проблематикой? С кем из них вы поддерживаете связи?— Таких коллективов много. Это центры в Москве, Петербурге, Новосибирске, Казани, Институт нейронаук Нижегородского университета.
Институт высшей неровной деятельности и нервной физиологии РАН — один из лучших институтов в мире в плане понимания того, как работает мозг. В МГУ тоже недавно создан великолепный
Институт перспективных исследований мозга, и там есть огромные перспективы мощнейших прорывов.
Хотелось бы упомянуть и
Федеральный центр мозга и нейротехнологий во главе с
Всеволодом Белоусовым. Он более медицинской направленности, но там проводятся исследования мирового уровня.
Науки о мозге очень хорошо развиваются, и многие технологии уже надо выводить на уровень стартапов. Но Россия, к сожалению, в этом слабовата. Сейчас мы участвуем в коллаборации с коллегами из
Санкт-Петербургского университета, там поставлена интересная задача — создать системы искусственного интеллекта, которые могли бы решать разные задачи из нейронауки и классификации состояния мозга. Эту коллаборацию возглавляет
Александр Львович Фрадков — отец-основатель кибернетической физики.