— Александр, расскажите, пожалуйста, немного о себе.— Я работаю на стыке трех научных областей: численного моделирования, искусственного интеллекта (ИИ) и высокопроизводительных вычислений; при этом беззастенчиво пользуюсь их синергией для решения практически важной задачи — создания интеллектуальных систем поддержки принятия решений (СППР) в различных отраслях, а также инструментов для их быстрой разработки и эффективного внедрения.
Интеллектуальные системы — это своего рода «цифровые симбионты», расширяющие творческие способности человека, позволяющие ему принимать решения быстро и, по-возможности, эффективно или безопасно, если есть такая нужда.
Помимо научной деятельности, в настоящее время я руковожу Национальным центром когнитивных разработок (центром компетенций НТИ) Университета ИТМО, исследовательским центром «Сильный искусственный интеллект в промышленности» и Мегафакультетом трансляционных информационных технологий в Университете ИТМО.
Проектировать и создавать эффективные научно-образовательные структуры — мое хобби, сопряженное с суровой необходимостью: серьезные исследования невозможно выполнять ни одному, ни даже в малых научных группах.
— В чем специфика вашей области, какие научные и технологические проблемы в ней решаются?— СППР должны отвечать человеку на вопросы: «что происходит?», «кто в этом виноват?», «что делать?» и даже «что мне будет, если я этого не сделаю?».
Интеллектуальные системы умеют это делать в условиях неопределенности и неполноты данных, имитируя интуицию и смекалку человека. Увы, как и человек, они имеют право на ошибку, цена которой в ряде случаев бывает крайне высока. Потому ключевая научная проблема здесь — управление «ошибкой», порождаемой искусственным интеллектом. Для этого нужно не только уметь ее оценивать — важно определить потенциал и способы ее уменьшения, заранее найти механизмы устранения последствий, если система все-таки ошибается.
Иногда возникают и скользкие вопросы, например — как можно обмануть ИИ, сознательно вызывая ошибку в его рассуждениях? Ведь ИИ, как и человек, работает в условиях неопределенности, потому ему, как и нам, тоже свойственно ошибаться. Например, не секрет, что в задачах машинного зрения можно придумать картинки, наличие которых на фотографии «сломает» весь процесс распознавания. Если нанести их как принт на футболку, то такого человека ИИ не распознает. Как же сделать, чтобы интеллектуальная система могла сама предвидеть и избегать такие ситуации? Например, заставить систему машинного зрения случайным образом перестраивать свою архитектуру так, чтобы подобрать футболку, сбивающую ИИ с толку, стало бы для злоумышленника почти невозможно.
— Как лично вы пришли к теме искуственного интеллекта и СППР? Что находите в ней захватывающего?— За время своей трудовой деятельности я участвовал в разработке различных СППР, например, для мониторинга безопасности мореплавания, для
противодействия распространению биоугроз,
для управления скоплениями людей на массовых мероприятиях и даже
для предотвращения наводнений в Санкт-Петербурге, которая сейчас работает в режиме 24/7. Различные области знания, различные постановки задач — все это в итоге сложилось в единое надпредметное представление о том, как должна строиться «идеальная» СППР.
Конечно, на самом деле мы априори никогда не сможем сделать ее идеальной — но можем заложить в нее интеллектуальные механизмы, позволяющие ей самообучаться и развиваться, постепенно не только приближаясь по своим способностям к человеку, но и где-то опережая его. Такое опережение связано, в первую очередь, с отсутствием шаблонов: ИИ, в отличие от человека, может за ограниченное время рассмотреть гораздо больше вариантов.
Меня также захватывает сам процесс создания цифровой системы, которая, постепенно развиваясь, наконец сможет удивить своего создателя генерацией нестандартных решений.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об исследованиях, проектах и продуктах, над которыми вы с коллективом работаете на данный момент.— В настоящее время мы в лабораториях Национального центра когнитивных разработок успешно выводим в работу несколько платформенных решений, позволяющих эффективно проектировать, разрабатывать и эксплуатировать различные технологические элементы СППР. К ним относятся платформа управления цифровыми объектами на основе больших данных
DataMall и платформа
SMILE для быстрого проектирования и обучения интеллектуальных моделей, которые потом встраиваются в прикладные системы поддержки принятия решений.
Например, на таких платформах серьезные модели ИИ может разрабатывать и обучать даже отраслевой специалист, не имеющий навыков программирования. Платформа сама при помощи ИИ более высокого уровня «выращивает» оптимальную структуру модели и даже оценивает, достаточно ли качество полученного решения для его реального использования.
Также мы продвигаем собственные прикладные платформы, например, для создания сервисов
«умного города» или реализации аватаро-подобных технологий, то есть разного рода персональных ассистентов.
Мы не обделяем вниманием и прикладные системы, ведь на наших платформах их можно создавать в разы быстрее и надежнее, чем «от руки». Сейчас в работе находится ряд задач интеллектуальной поддержки принятия решений для ретейла (оптовой закупки и последующей розничной продажи) и финансовых организаций, в строительстве и нефтегазовой отрасли для конкретных заказчиков.