— Кем вы работаете и как пришли к теме электроники? — У меня две работы. На первой я разрабатываю электронику для «Яндекса» в команде, занимающейся умной колонкой «Яндекс.Cтанция». На второй — преподаю курс про цифровую обработку сигналов, микропроцессоры и микроконтроллеры в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана). Мой факультет — «Радиоэлектроника и лазерная техника», а кафедра — «Радиоэлектронные системы и устройства». На ней занимаются радиосвязью, радионавигацией, радиолокацией и антенной техникой. Если говорить совсем точно, я работаю в отделе радионавигации.
Электроника меня интересовала с детства, я с шести лет паял проводки и лампочки. Тем не менее, после окончания института, в котором сейчас преподаю, я сперва увлекся компьютерными вещами и работал вначале системным администратором, потом — программистом.
Все это время мне хотелось делать волшебные вещи, например, плавно зажигающиеся кристаллы, вокруг которых не торчат во все стороны провода. Для этого пришлось выучить язык программирования ассемблер и освоить микроконтроллеры, ведь привычные транзисторы работали ненадежно и занимали много места. Я справился, и светящийся кристалл с плавным включением стал моим первым проектом на пути профессионального увлечения электроникой.
— Как вы начали работать в университете?— Довольно просто. Через пять лет после окончания я понял, что мне хочется преподавать. Я пришел в МГТУ им. Баумана и сказал об этом. Мне ответили: «Отлично, у нас как раз есть курс про цифровую обработку сигналов». Ну а дальше все завертелось.
— Как вы думаете, в чем заключается специфика электроники?— Область электроники очень широкая, потому что она включает в себя и превращение ресурсов в компоненты, например, очищение меди и изготовление из нее проводов, и создание деталей, например, печатных плат, и их программирование, и заключение изделий в красивый корпус. Я считаю, что охватить всю электронику одному человеку невозможно.
Поэтому я могу говорить лишь о моем фокусе — проектировании устройств и их программировании, а также о смежной области — разработке алгоритмов, которой я тоже занимаюсь. Но несмотря на то, что я преподаю основы алгоритмов, мой главный интерес не в них.
— Какой же ваш главный интерес? — Меня больше всего воодушевляет создание вещей, которых раньше не было. Мне нравится, что после некоторых моих усилий по выполнению задачи появляется нечто новое, и этим начинают пользоваться люди.
Чтобы разработать экран для
«Яндекс.Станции Макс» на 400 светодиодов, пришлось пройти большой путь от первых прототипов до запуска в массовое производство. Зато сейчас он светится в сотнях тысяч устройств по всему миру. Я почувствовал признание, когда мне рассказали, что этот экран продается в интернет-магазине Taobao (китайском аналоге AliExpress для внутреннего рынка) как прикольная плата с кучей светодиодов и микроконтроллером. Думаю, это успех.
— Что еще вы изобретали для «Яндекса»? — Помимо устройств, которые будут продаваться людям, в «Яндексе» я занимаюсь инфраструктурными задачами. У плат, которые сошли с конвейера, порядка 3% брака. Это довольно-таки много. Поэтому каждую плату нужно проверить. Для этого наша команда для каждого вида плат разрабатывает специальный стенд, в который плата вставляется и всесторонне проверяется. То есть, мы проверяем каждую плату и заносим в базу данных результаты.
Если говорить о текущих проектах, сейчас я занимаюсь верхней панелью с подсветкой для умной колонки «Яндекс.Станция 2», о которой в 2021 году рассказывал в
интервью Сергей Мельник, руководитель направления умных устройств «Яндекса». Для этой панели я разрабатываю управление светодиодами на программируемой логической интегральной схеме (ПЛИС). Для меня это непростая задача, потому что изначально я занимался микроконтроллерами, но вследствие кризиса на рынке электронных компонентов, начавшегося из-за ковида, микроконтроллеры в нужном количестве в нужные сроки закончились. Теперь мы экран «Яндекс.Станции Макс» переводим с микроконтроллеров на ПЛИС.