— Тимур Кайратович, расскажите, пожалуйста, в чем специфика вашей области?— Специфика нашей области заключается в том, что мы оперируем на стыке человека и машины. Когда мы работаем с техническими средствами на пересечении «человек-машина», появляется много дополнительных факторов, и их необходимо принимать во внимание. Например, система мониторинга определенных параметров человека. Так как она заточена на определение каких-то конкретных вещей, очень важно, чтобы она подходила для всех людей.
В этом смысле необходимо унифицировать и сам механизм, и процесс регистрации. Яркий тому пример —
кардиограф. Мы все с ним знакомы и встречали в поликлинике. И в этом понятном и, казалось бы, простом устройстве скрыта большая работа. Она позволяет, несмотря на то, что все мы разные, регистрировать параметры и данные людей, унифицировать их в едином пространстве, чтобы можно было сравнивать, выявлять нормы и аномалии.
— Какие вызовы перед вами ставит ваша работа?— Во-первых, когда создаются гибридные системы (прим. автора: человек-машина), со стороны машины разработчики все понимают, потому что сами это создавали, хотя и тут есть внешние факторы. Но основные проблемы возникают во время работы с человеком. Мы не до конца понимаем, как функционируют те или иные физиологические системы, и не всегда адекватно можем какие-то вещи интерпретировать. И здесь как раз большое поле для деятельности и исследований.
Например, если мы говорим о таких более менее изученных вещах, как электрическая мышечная активность, тут уже есть множество устройств, которые широко распространены. Если мы говорим про нейроинтерфейсы, то там не всегда до конца ясно, что же мы считываем. Вернее, очевидно, что это некая суммарная электрическая активность нейронов на поверхности головы, но с точки зрения физиологической интерпретации не все вопросы до конца освещены.
Во-вторых, идет постоянная смена инструментария. Он обновляется каждые несколько лет: это передовые цифровые инструменты и компоненты, современное ПО, алгоритмы. Нужно успевать подстраиваться под возникающие возможности, чтобы искать новое для себя. Если раньше
электроэнцефалографы — шапочки, которые считывали электрическую активность мозга, — были в основном стационарные, сейчас есть много мобильных вариантов. И мы можем открыть для себя новое знание о том, как человек себя ощущает, или какова его электрическая активность в каком-то действии.
— Какие конкретно проблемы вы решаете в ходе своей деятельности?— Когда мы говорим про взаимодействие человека и машины, речь идет про две ключевые задачи. Первая — создание бионических систем управления, причем не только на базе электрической активности мышц, как, например, бионические протезы, но и на базе электрической активности мозга. Вторая — это задача мониторинга регистрации, диагностики и т.д.
В обоих случаях мы действуем с пониманием, что у нас есть какое-то устройство, которое считывает определенные параметры, затем с этими данными мы что-то делаем. Либо интерпретируем, либо используем как управляющий сигнал для воздействия на различные объекты. При этом под «мы» скрывается очень много групп. Это длинная цепочка, начиная от электронщиков, материаловедов, физиков, медиков, биофизиков, программистов и т.д.
Зачастую коллектив не может содержать в себе всех участников процесса. И в этом смысле получается, что у команды есть своя точка фокуса. Наша специализация — это создание сенсоров и ПО, которые позволяют читать сигнал правильно. И применяем мы это для образования.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о тех исследованиях, продуктах, проектах, над которыми работает сейчас ваша команда.— На данный момент мы сфокусированы на изобретении
образовательных инструментов. При этом у нас есть опыт создания систем мониторинга утомляемости операторов. Были проекты, связанные с системой управления протезом руки, верхней конечности, кисти. Сейчас стало понятно, что нам не хватает выразительных инструментов, чтобы дать школьникам и молодым специалистам возможность для извлечения нового знания. Но мы стараемся это направление популяризировать и помогаем интересующимся познакомиться с этим.