— С какими вызовами и изменениями в мире связана ваша работа, и в чем ее актуальность для общества?
— Сейчас мир замечательным образом изменился, как и распространение информации, что полезно для всех ученых. Вы можете скачать статьи исследователей из других стран и быстро ознакомиться с их содержанием. Можете использовать скачанные библиотеки и компьютерные средства анализа, разработанные учеными из других стран. Это, конечно, совершеннейшая фантастика.
А прикладная польза от наших работ заключается в следующем. Мы сейчас с вами общаемся с компьютерами при помощи экрана с пиктограммками. Чтобы запустить нужную функцию, нажимаем на кнопки или на иконки курсором мышки. Такая система интерфейса используется во всех компьютерах, и на вебтопах, и на десктопах, а также в сотовых телефонах. Но при этом существует естественный интерфейс для общения между людьми. Мы не нажимаем на пиктограммы друг друга, а общаемся с помощью речи и жестов. Поэтому интересно создать компьютеры с интерфейсами, поддерживающими такое же естественное общение. Может быть, они даже заменят для многих привычные устройства.
Графическим интерфейсам с пиктограммами уже около 40 лет, мы ими успешно пользуемся, а разработка робота, общающегося с помощью жестов и мимики, или компьютера, управляемого силой мысли и движения взгляда, приведет к революции интерфейсов, ведь они сменятся на более естественные. Может быть, мы будем ходить с компьютерами прямо на голове или вживленными в тело. Может быть, у нас будут роботы-компаньоны, как в фантастических фильмах, и мы станем общаться с ними, а они будут на нас смотреть и жестикулировать, общаясь с нами.
— Они и между собой будут так общаться? Или только человек с человеком?
— Представьте роботов, которых мы видим в научно-фантастических фильмах. Они смотрят на персонажей глазками, разговаривают, шутят — делают то, что формирует близкое общение с людьми. Интересно попробовать это в общении между человеком и машиной.
— А вам не кажется, что это страшно, потому что человек будет ждать от машины, которая ведет себя как человек, эмоционального отклика, которого машина ему никогда дать не сможет, только сымитировать?
— Представьте себе детей, которые общаются с плюшевыми медведями и ждут какого-то эмоционального отклика от них. Будем ли мы говорить, что игрушка обманывает ребенка? Я бы сказал, что нет, потому что ребенок получает удовольствие от общения с ней.
Также и мы, например, понимаем, что компьютер неживой, но когда он начинает тормозить, мы можем на него поругаться, строя с ним общение, как с живым существом. Это не значит, что при этом компьютер в чем-то нас обманывает. Просто есть у человека такое свойство – общаться с неживыми объектами как с живыми.
Научная задача для современных ученых — создать такое устройство, с которым бы человек общался, получал бы удовлетворение от этого общения, но при этом нельзя было бы говорить о том, что устройство его каким-то образом обманывает.
— Хороший пример, сложно не согласиться. А с какими сложностями вы сталкиваетесь при реализации работы?
— Общение людей устроено слишком сложно, иногда один человек понимает другого по отдельным словам, движениям или элементам мимики. Не просто все это пронаблюдать и сделать такую систему, которая отбирает нужные в коммуникации движения и отфильтровывает излишние.
Что касается исследования мозга, то он приспособлен для управления телом и мышления, а не для того, чтобы быть легким объектом наблюдения. Если мы попробуем сканировать мозг и изучать его электрическую активность, понять происходящие в нем процессы нам будет очень тяжело. Просто потому что мозг не был сделан понятным и доступным для сканирования.
В моей работе сложно строить модели, описывающие общение и мышление человека. В остальном все отлично.